Евгений Власович Быковский

Быковский Евгений Власович 5-ый Гвардейский истребительный авиационный полк,  207-ая истребительная авиационная дивизия

Родился в 1921 в селе Михайловка ныне Апостоловского района Днепропетровской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 10 классов. Работал в колхозе. С 1940 в Советской Армии.

В 1942 окончил Батайскую военно-авиационную школу пилотов. В действующей армии с 1942 года. Летчик 5-го гвардейского истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт). Гвардии младший лейтенант Быковский совершил более 100 боевых вылетов, в том числе 18 на штурмовку войск и аэродромов противника, лично сбил 9 вражеских самолетов.

27 апреля 1943 над городом Старобельск (Ворошиловградская область), смело вступив в бой с 26 бомбардировщиками и 8 истребителями противника, погиб в неравном бою. Звание Героя Советского Союза присвоено 14.05.1965 посмертно.

Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями. Похоронен в селе Половинкино Старобельского района, где в память о нем установлен обелиск.

 

С конца февраля 1943 года на территории Старобельского района на трех аэродромах базировался 5-й гвардейский полк истребительной авиации. Один из них располагался у села Половинкино. Задача пилотов полка состояла в прикрытии Старобельского железнодорожного узла, через который шло снабжение фронта.

5-й гвардейский авиаполк прошел славный боевой путь. В будущем он станет Краснознаменным, Берлинским ордена Богдана Хмельницкого 5-м гвардейским истребительным полком и до некоторой степени послужит прообразом авиаполка из кинофильма Леонида Быкова «В бой идут одни старики».

О подвиге летчика-истребителя 5-го гвардейского авиаполка в небе над Старобельском в конце апреля 1943 года писали фронтовые газеты. О нем до сих пор помнят очевидцы, достоверно и в деталях описан последний воздушный бой лейтенанта Евгения Быковского в книге «Гвардейцы в воздухе», которую написали однополчане героя – авиаинженер полка Н.Г.Ильин и полковой комиссар В.П.Рулин.

«… Это произошло 27 апреля 1943 года. Полк продолжал базироваться на аэродроме у села Половинкино. Солнце уже взошло, его яркие лучи играли на покрытых лаком плоскостях и остеклении кабин «лавочкиных». Вдруг тишину аэродрома нарушил отдаленный рокот десятков моторов. Крались М-110. На нашем аэродроме тогда в готовности находились только два дежурных истребителя. Большая часть самолетов полка выполняла боевое задание над линией фронта, часть машин стояла с пустыми бензобаками. С командного пункта полка высоко в небо взмыла сигнальная ракета.

— Тревога! – закричал басистым голосом механик дежурного самолета.

Быковский взлетел. Убрав сразу после взлета шасси, он перевел машину на набор высоты. Расстояние между истребителем и самолетами противника стремительно сокращалось, а высота росла медленно. Времени на набор скорости не было совсем. Аэродром замер. Через несколько секунд разыграется неравный поединок. Один против тридцати четырех – 26 бомбардировщиков и 8 истребителей противника. Евгений Быковский направил тупой нос своего ЛА-5 на ведущего фашистской группы. Удар из двух пушек, и «мессер» задымил, со снижением пошел к земле. МЕ-110 плотнее сомкнули строй.

Сейчас главное – упредить врага, не дать ему возможности сбросить бомбы прицельно. И гвардеец повторил атаку. Его самолет пошел прямо в лоб вражеской группы. Евгений стрелял короткими очередями. Строй распался. Фашисты заметались по небу. Прицельного бомбометания не вышло. Быковский напористо атаковал, и фашисты спешили поскорее освободиться от бомб. Второй «мессершмит» начал падать, оставляя за собой дымный след. Враги, видимо, поняли, что в любую минуту могут подойти с соседнего аэродрома советские истребители, и на второй заход для бомбежки не решились. Отказались они и от удара по железнодорожному узлу.

Резко задрав свой истребитель, наш летчик продолжал атаковать вражеские самолеты. Фашисты стали разворачиваться на юго-запад. Уже на отходе, обозленные тем, что им помешал бомбить всего один советский самолет, набросились на него. Они зажали Быковского со всех сторон: сзади, сверху, снизу, и били со всех видов бортового оружия.

Быковский развернулся. Теперь он упрямо шел лоб в лоб одному из «мессершмитов», беспрерывно ведя по нему огонь. А в это время его атаковали под большим углом «МЕ-110». Последовала длинная очередь со всех передних бортовых точек. «Лавочкин» неестественно перевернулся через крыло и стал падать отвесно с работающим на полных оборотах мотором. Выполнив свой воинский долг, Женя уходил в бессмертие.

Километрах в трех севернее Половинкино раздался взрыв. Внезапно наступила гнетущая тишина. Без команды, не разбирая дороги, прыгая через канавы, окопы и щели, бежали однополчане к месту падения… Туда же помчалась и санитарная машина.

В тяжелом молчании остановились у края глубокой воронки те, кто попал сюда первым.

Обломки ЛА-5, врезавшись в заболоченную землю, ушли на несколько метров вглубь, похоронив с собою и Женю. Воронка была заполнена водой, из нее доносился острый запах бензина и горелого масла. Весь полк собрался у места падения самолета Быковского. Начался траурный митинг. Трудно было говорить выступающим, многие плакали. От проезжей дороги принесли огромный серый камень-валун, положили рядом с воронкой, как временный памятник герою».

Так описали очевидцы и однополчане последний воздушный бой гвардейца.

14 мая 1965 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о присвоении Евгению Власовичу Быковскому звания Героя Советского Союза (посмертно).

Ожимков Пётр Михайлович

Из воспоминаний о войне (мемуары)

 СТАРШИЙ ЛЕТЧИК, ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Е.В. БЫКОВСКИЙ

В начале апреля 1943 г. после вынужденного отступления из района г. Красный Лиман, в Донбассе, авиаполки и штаб авиадивизии возвратились на свой прежний

аэродромный узел в г. Старобельск.

На юго-западном фронте, на рубеже по реке Сев. Донец наступило относительное затишье.

Для летного состава авиадивизии обычная боевая работа продолжалась, хотя и с меньшим напряжением, чем в период Сталинградской битвы. Немецкая авиация еще не потеряла свою былую мощь, и наносила бомбовые удары по аэродромам на линии фронта, и завязывала воздушные бои с нашими истребителями.

Наши истребители ЛА-5, по своим боевым данным, не уступали немецким истребителям типа Ме-109 и в воздушных боях часто одерживали над ними победу.

По долгу службы мне часто приходилось быть на аэродромах и оказывать необходимую организационную и техническую помощь в деле повышения эффективности радиосвязи во время боевых вылетов, это давало мне возможность ближе знакомиться с летным составом авиаполков, лично знать отдельных летчиков.

Весной 1943 года аэродромы часто подвергались налетам немецкой авиации, и по этой причине все самолеты находились в укрытиях — капонирах.

Командный пункт полка был в землянке-блиндаже. В расположении личного состава и на стоянках самолетов были вырыты окопы и щели. На взлетной полосе находилось дежурное звено из 2-4-х самолетов, готовых к взлету по сигналу с КП.

Победа наших войск под Сталинградом и теплая весенняя погода как-то по-особому настраивали всех воинов-фронтовиков, вселяли бодрость, усиливали работоспособность, инициативу и веру в конечную победу над фашизмом.

На примере наблюдаемого мной воздушного боя летчика Е.В. БЫКОВСКОГО попытаюсь рассказать о том, каким тяжелым был этот бой для самого летчика, какая подготовка и натренированность должна быть у воздушного бойца, чтобы выдержать испытания в те короткие минуты боя.

В один из весенних дней 1943 г., находясь на аэродроме г. Старобельска, мне пришлось наблюдать неравный воздушный бой летчика Евгения Быковского с четырьмя немецкими истребителями Ме-109.

Е.В. БЫКОВСКИЙ вместе с другим летчиком находился взлетной полосе в готовности к взлету по команде с КП.

Над аэродромом появилась четверка немецких истребителей и сходу пыталась штурмовать наши самолеты на аэродроме. Получив команду на взлет, Е. БЫКОВСКИЙ оказался в воздухе без своего напарника, который не смог взлетать из-за неисправности в моторе самолета.

Летчик БЫКОВСКИЙ вынужден был один вести воздушный бой с четырьмя самолетами. В этой героической схватке он проявил необыкновенную виртуозность воздушного акробата — бойца. Избегая прицельного огня от «мессеров», умело маневрируя своим самолетом в воздушном бою, он сам стрелял по атакующим его самолетам противника.

Наблюдавшим за воздушным боем казалось, что летчик Быковский соревнуется со своими противниками в мастерстве высшего пилотажа.

В ярко освещенном полуденном небе над аэродромом временами были видны остроносые силуэты «мессеров» и самолет нашего героя попеременно: то возрастающие по-своему объему, то убывающие, в зависимости от их дальности от наблюдавших этот бой. Только стрельба в воздухе, да неравномерный рокот моторов подтверждали напряженность воздушного боя.

Помощь летчику Е. Быковскому в воздухе оказать было невозможно, потому что все исправные самолеты находились на выполнении боевого задания в полете.

Старший летчик Е. Быковский принял неравный бой, чтобы защитить многих людей и самолеты на своем аэродроме, и это он героически выполнил.

Немецкие летчики, не достигнув успеха в бою, были вынуждены возвратиться на свой аэродром.

Е. Быковский, получив команду на посадку, подрулил на свою стоянку, где летчика-героя встречал командир дивизии полковник А.П. Осадчий и другие офицеры, с восхищением наблюдавшие этот неравный бой.

Когда летчик вышел из кабины самолета и снял свой парашют, мы с удивлением увидели на его спине, поверх мокрой гимнастерки, обильно выступавшую от пота пену, похожую на рыхлые хлопья ваты. Такого у людей мне никогда не приходилось замечать!

В детстве мне не раз приходилось наблюдать резвого молодого коня после длительной и быстрой езды с выступающей на нем пеной. Всегда считалось это признаком чрезмерной и быстрой езды.

Наблюдаемый нами с земли воздушный бой одного нашего летчика с четырьмя «фашистскими стервятниками» казался нам не так тяжелым и впечатляющим. По своей динамике и быстротечности он был похож на своеобразную игру со смертельной опасностью.

Но когда мне пришлось увидеть слой пены на мокрой гимнастерке летчика, его неестественное розовое лицо с выступившими на нем белыми пятнами от соли, я понял и представил для себя — каких неизмеримо больших физических усилий, воли и нервов стоил летчику БЫКОВСКОМУ этот неравный бой в воздухе против четырех врагов!

Очевидным было и то, что в успешном проведении воздушного боя не меньшая роль принадлежала мастерству летчика, в совершенстве владеющего искусством высшего пилотажа, его спортивно-боевому задору, молодецки выглядевшего, с красивым русским лицом двадцатилетнего парня.

Несмотря на усталость после боя, настроение у Е. Быковского было бодрое и веселое. Он шутил и смеялся в ответ на похвалу и на то, что сам командир дивизии полковник А.П. Осадчий, по-отцовски обнял его и обещал представить к награде.

Летчик Женя Быковский был любимцем в своем гвардейском полку. Его теплая, открытая улыбка и всегда бодрое настроение говорили о его душевной доброте, а мягкий, приятный баритон его голоса, часто был слышен по вечерам в строевой песне летчиков.

Е. Быковского уважали за его смелость. Он самоотверженно всегда первым вступал в бой с врагами.

В одном из воздушных боев вражеским снарядом была повреждена часть броневой защиты на сиденье летчика и при этом он получил сильный ушив на спине. Преодолевая боль от ушиба, он продолжал полеты на боевые задания.

Через несколько дней после описанного мной воздушного боя, Е.БЫКОВСКОМУ снова пришлось сражаться в небе под Старобельском. Он первым взлетел с аэродрома и вступил в последний бой с немецкими самолетами, чтобы не дать фашистским разбойникам сбросить бомбы на город. При атаке строя немецких бомбардировщиков он заплатил своей жизнью.

Его самолет, как смертельно раненая птица, с работающим мотором взрелся в болотистую пойму реки Айдар.

За время войны Е.В.БЫКОВСКИЙ произвел 123 боевых вылета, 48 воздушных боев, сбил 9 самолетов противника.

В послевоенное время пионеры из села Половинкино обнаружили обломки самолета в высохшей пойме р. Айдар, а останки праха героя перенесли на сельскую площадь, где и сейчас стоит скромный памятник на могиле летчика, гвардии лейтенанта Е.В.БЫКОВСКОГО.

Высокое звание Героя Советского Союза Евгению БЫКОВСКОМУ присвоено посмертно, в 1965 году, в день двадцатилетия победы над фашистской Германией.